Готовясь к презентации своей книги «Процветание. Пять элементов счастья», я в который раз задумался о том, как можно классифицировать подходы всевозможных «гуру», «учителей», «специалистов по саморазвитию» и прочих «коллег по цеху».
И довольно быстро я понял, что классификация буквально лежит на поверхности.
Все методы и приемы, которые используют «учителя жизни» можно свести к трем основным подходам:
• пошаговые инструкции (инструктивный подход)
• метафорические воздействия (метафорический подход)
• эмоциональные воздействия (эмоциональный или вдохновляющий подход).
Три основных подхода.Эта классификация — не просто разминка для ума. Она может помочь быстро оценить, что из себя представляет новое направление, книга, тренинг, семинар, метод специалиста, с которым вы начинаете взаимодействовать…
Классификация позволяет увидеть суть того, с чем вы столкнулись. Суть, которая часто замаскирована красивыми словами, яркими примерами и магией авторитета. Увидев ее, вы легко сделаете выводы о приемлемости всего этого для вас. Как на базе имеющегося у вас опыта, так и на основе свойств самих базовых подходов, о которых я пишу.
Пошаговые инструкции
В этой статье я поразмышляю о методе пошаговых инструкций. Название вольное и, возможно, не самое удачное. Но суть метода описывает достаточно точно.
Итак, для саморазвития, достижения целей, самоизменения и прочего адепты инструктивного подхода предложат вам совершить конкретные шаги и выполнить определенные действия.
Сфера применения инструктивного подхода необычайно широка.
Вам пообещают, что вы сможете стать мастером НЛП:
Выработать любую полезную привычку:
Выйти замуж:
Стать успешным инфобизнесменом:
Научиться отжиматься:
И многое, многое другое…
Любители и сторонники инструкций уверяют, что их подход — самый эффективный. В отличие от «мутных» метафор и слез счастья от собственной или чужой крутости они предлагают действия и гордятся этим. Кроме того, они уверяют, что точное следование инструкциям практически гарантирует вам нужный эффект.
В этом есть своя правда.
Инструкции — штука полезная. Мы всю жизнь ими пользуемся. Если нужно, например, сделать салат оливье — мы лезем смотреть рецепт. А ведь это — классическая инструкция. Нужно нам разобраться в новой стиральной машине или собрать икеевскую мебель — мы задумчиво изучаем мануалы разной степени подробности и логичности. А мануалы эти — тоже инструкции.
И, казалось бы, применение инструкций в деле саморазвития и изменения своей жизни столь же оправдано, как и в случаях с салатами, стиральными машинами или мебелью. Просто бери и делай!
Но не все так просто и хорошо.
Трудности и препятствия при применении пошаговых инструкций для саморазвития, достижения целей и изменения жизни.
Первое, с чем порой сталкиваешься при попытке применения инструкции — это с невозможностью в данный момент выполнить тот или иной шаг. Препятствия могут быть самыми разными. Внутренними, внешними, объективными и субъективными…
Когда шаг невыполним…Вспоминается одна забавная история. У моего деда была огромная подшивка старинных журналов конца 19 и начала 20 века. «Вокруг света», «Нива», «Родина»… И вот я однажды набрел там на рецепт изготовления разноцветного сургуча. Можно было сделать его синим, красным, зеленым, черным и… золотым!
Я с вожделением бросился читать рецепт. Он начинался просто замечательно: «Возьмите две унции листового золота и изотрите его в порошок с помощью напильника…»
Облом. Ну не было у меня, двенадцатилетнего, ни двух, ни даже одной унции золота под рукой!
То же самое происходит с инструкциями по саморазвитию. Помню позабавила меня одна книжка про медитацию. В ней автор требовал заниматься медитацией не менее 5 дней в неделю. И при этом отдельно и весьма сурово оговаривал то, что нельзя заниматься сексом за 24 часа до медитации и столько же времени после. Вы бы смогли выполнить такую инструкцию и жить в таком режиме?
Главное — верить!Второе, на что можно напороться — это понятность объяснения отдельных шагов инструкции и их детальность. Сколь бы подробные инструкции вы ни получили, всегда есть шанс что-то не понять. Ведь инструкцию пишет тот, кто давно «в теме». Для него все давно понятно и очевидно. И, естественно, какие-то детали он не будет описывать, рассчитывая на то, что вы все это знаете и понимаете.
И что они имели ввиду???Именно поэтому невозможно научиться всерьез чему-то сложному только по инструкциям. Необходим контакт с «мастером». Особенно это относится к вашему внутреннему миру.
Третье. Это баланс между простотой с краткостью и сложностью с многоступенчатостью.
Чем проще шаги и короче инструкция, тем больше вероятность, что вы получите результат. Но… Какой результат?
Маловато будет!!!Если с помощью коротенькой инструкции Вы хотите получить что-то простое и небольшое — то это вполне реалистично. А вот если что-то более сложное и глобальное… То велика вероятность, что результат Вас не удовлетворит. Он, скорее всего будет либо мал, либо очень «груб и коряв». Почему? Да потому, что глобальные изменения, произведенные по простейшему трех-четырехшаговому рецепту скорее всего приведут к неприятным, непредвиденным, а то и катастрофическим последствиям. Ведь жизнь — сложна и многогранна. А ваш рецепт слишком прост и груб.
А длинные и сложные инструкции? Они позволяют, в теории, очень много чего учесть и достичь. Но… Чем сложнее и длиннее инструкция, тем больше шанс, что вы просто устанете ей следовать. Разочаруетесь. Остановитесь. Ошибетесь…
Не дошел совсем чуть-чуть…Четвертое. Возможно, самое важное.
Инструкция написана не вами. Не в вашей ситуации. И, она не умеет предсказывать будущее. Она описывает как процесс должен происходить. Но в жизни все может случаться по-разному. И всех вариантов в инструкции не опишешь.
То есть, инструктивный подход будет эффективен до тех пор, пока все идет «по плану». Как только появляется то, что инструкцией не предусмотрено, она перестает работать. И вы остаетесь один на один с внезапно появившимися обстоятельствами. Без всяких подсказок!
Нежданчик!!!К сожалению, инструкция — это текст. А текст не умеет давать или получать обратную связь и менять себя сам в соответствии с ней.
Пятое. Инструкции не учитывают Вашего своеобразия.
Например, есть люди, которые любят подчиняться. И они прекрасно следуют любым указаниям. Инструктивный подход для них абсолютно естественен и комфортен.
А есть те, кто просто органически не способен мириться с чем-то навязанным или предустановленным. Такие люди всегда либо что-то хотят поменять в любом рецепте, поэкспериментировать, либо вообще начинают бунтовать при одном упоминании о том, что им предстоит что-то делать «по инструкции».
А вы не такой?Ну и напоследок — шестое.
Инструкции, такие ясные, подробные и четкие, легко создают ощущение, что можно «отключить мозг» и просто делать то, что тебе предписывают. Это очень соблазнительно. Ведь думание — процесс непростой, весьма энергозатратный и ничего в отличие от инструкций не гарантирующий.
Невыносимая легкость бытия — это когда нет мозгов.Здесь, как всегда — ваш выбор. Только помните: за вашу жизнь и ее качество отвечаете вы. И только вы. А не автор инструкции. Ему на нее, в сущности, наплевать. Он не отвечает за судьбу инфантилов, которые доверились списку шагов и перестали шевелить своими мозгами.
Заключение
Инструкции не плохи и не хороши сами по себе. Они инструмент. Не более того. Одним он подходит. Другим — нет. И, как положено инструменту, у него ограниченный диапазон применения. Как, вроде бы, говаривал Наполеон: «Штыками можно сделать всё что угодно; нельзя только на них сидеть». Эта мудрая фраза относится и к инструктивному подходу.
Если вы хотите исследовать себя и свои взаимоотношения с инструкциями, милости прошу, вот вам…
Практическое задание:
1. Если у вас есть позитивный опыт применения инструктивного подхода к саморазвитию и изменению своей жизни, попробуйте письменно ответить на вопросы:
• Почему инструкции вам помогли и в чем?
• Что вы про себя поняли в ходе следования четким шагам?
• Применяете ли вы этот подход в настоящее время и почему?
2. Если у вас есть негативный опыт применения инструктивного подхода к саморазвитию и изменению своей жизни, то попробуйте письменно ответить на вопросы:
• Почему инструкции вам не помогли?
• Что вы про себя поняли в ходе следования четким шагам?
• Готовы ли вы попробовать применить этот подход еще раз и почему?
3. Если у вас нет никакого опыта применения инструктивного подхода к саморазвитию и изменению своей жизни, то попробуйте письменно ответить на вопросы:
• Почему вы не пробовали этот подход?
• Что может заставить вас/помочь вам его применить?
4. Кстати, а какие инструкции вам кажутся более полезными?
• Те, которые обучают процессам?
• Или те, которые обещают результаты?
5. Посмотрите на полученные ответы. Попробуйте увидеть себя, свой опыт и стратегии в целом, в контексте всей вашей жизни. Какие мысли и чувства возникают у Вас? Что хочется сделать? Изменить? Усилить?
В следующей статье исследуем прекрасный, многомерный, многозначный и вечно ускользающий мир метафор.
Комментарии (0)