Так вот, возник вопрос на этой почве, может ответ на него есть и я его проскочила. Ты же вроде как филолог, если я правильно помню.
Вопрос такой, учитывая факт биографии и творчество, мог ли быть Лермонтов перверзным нарциссом?
Его "Герой нашего времени " очень напоминает некоторые детали его собственной биографии, да и как виртуозно он вскружил голову девушке. Ну и вдовесок вся сложность отношений того времени.
Я к тому, что в литературе должны быть примеры отражающие этот феномен нарциссизма, а значит проблема всегда была, просто обратили на нее внимание только сейчас.
На Ютубе есть хороший фильм про его биографию, свежий. Конечно не все отражено, но достойный. Хорошо снят и показан.
Как думаешь?"
* * * * *
Боже, да кто же тебе сказал, что я филолог?) Это в жж за меня придумали, я училка. Учитель младших классов.
Печорин? Да наверняка. Не помню, надо перечитать свежим взглядом. Я, кстати, Героя нашего времени люблю, перечитывала его в жизни три раза, но еще в молодости, одна из немногих школьных книг, которые меня захватывали в школьной программе.
Я так и не прочитала Войну и мир, кстати (не спрашивай, как умудрилась, в другой стороны… нафига в первом классе та Война и Мир), хотя у меня была коллега, учительница русского, она часами могла говорить о Войне и Мире, по-моему, она могла бы его переписать от руки.
...но зато я преклоняюсь перед Анной Карениной, это ж надо было так написать, описать.
Я перечитывала ее в 29 лет, когда уже что-то в жизни понимала, другими глазами, и это вещи не для школьной программы, рано тогда.
Поматросил и бросил. Ну как бросил. Потерял к ней интерес, а она это чувствовала. А у нее еще было много других проблем, муж, оставленный ребенок, осуждение общества… а ребенка тебе не отдают, не принято.
Сейчас к любовнику без ребенка уйдешь - тебя осудят, на тебе навеки клеймо. А тогда ты и к любовнику не имела права уйти и в сторону смотреть от мужа. А еще и в этом сожительстве родить. Она поступила крайне неприлично. Она ужасно страдала. Там это все есть, почему она бросилась под поезд. Это крайняя степень невроза, это хватающие за душу страх и тоска.
Хотя она, конечно, была невротична всю дорогу.
Я вот не помню почему-то, как выписан Вронский (его, по-моему, в романе совсем мало).
Был ли он, допустим, нарциисом? Скорее всего, я так по ощущениям от романа помню - нет. Вряд ли.
Там, по-моему, другое. Он легкости хотел, поиграться, он настолько далеко и не думал, а у нее слишком большая ставка была.
Ну это трагедия, да. Ты уходишь от защиты одного мужчины под защиту другого (ну, в те времена), и тут он вдруг к тебе охладевает. И все. Ты никто, ты ничем не защищена, тебе некуда идти. Тебе даже поговорить об этом не с кем, потому что настолько неприличные темы в обществе не обсуждают. Это очень большая трагедия.
Это страшно, она не знала, что ей делать.
Трагедия женщин существовала во все времена.
И это всегда было связано с мужчинами.
Женщины, понимаешь, горят сильно. По-другому не можем, эмоциональные слишком. И бывает, за это что-то теряем, благополучие, себя. В те времена теряли больше.
..или вот Вешние воды, Джемма и Санин (господи, чтоб освежить в голове эту драму, пришлось в интернете краткое описание искать, сто лет назад читала, помню что драма, а детали подзабыла).
Ну короче, заезжий во Франкфурт молодой господин Санин случайно знакомится в кондитерской с дочкой хозяев, она просит его о помощи: брат упал в обморок. Дальше в благодарность за помощь ему оказывают самый радушный прием, и он влюбляется в эту самую дочку.
Ну правда влюбляется, загорается, он ночей не спал, думал о ней.
У них там легкий флирт в кондитерской, они смеются друг с другом, пока спит фрау, мать Джеммы, у них там легкие прикосновения кончиками пальцев, наверняка… или нет…
Для нашего времени по-детски, а в то время… приличия. В конце концов он на дуэли из-за нее дрался, из-за какой-то ебаной розочки, которую выхватил у нее из рук пьяный офицер, там такие страсти кипят!
И Джемма тоже влюбляется.
И вот тут начинается драма.
Влюбившись, Джемма отказывает жениху, который мог бы спасти ее семью от разорения. Психанула.
А дальше семья просит Санина, как лучшего друга семьи, поговорить с Джеммой. Чтобы она изменила решение и вышла замуж за (нелюбимого) жениха.
Санин говорит ей о просьбе родителей и Джемма соглашается подумать над ней. И так оставь ты ж девушку в покое!
Но нет, Санин ей шепчет, чтобы она… не спешила с решением. А вернувшись в гостиницу, пишет ей горячее письмо с признанием в любви.
Дальше у них там переброс записками (месенджер, ага), и она ему назначает встречу, на которой сообщает, что… все-таки отказала жениху. И дальше даже официально представляет его родителям, как своего жениха.
Санин, впрочем, и не против, и даже собирается продать имение, чтобы поддержать семью невесты.
И даже едет срочно продавать - подвернулась выгодная сделка, но решение о продаже может принять только жена приятеля, и они едут к ней в другой город.
Она не так красива, как Джемма, но она умна, обаятельна (очевидно, чутка постарше), и она уговаривает Санина подзадержаться, чтобы договориться о покупке имения. Они долго гуляют, пьют вдвоем кофе, она приглашает его в театр…
Хотя она бывает излишнее напориста, и это немного смущает. Он еще не знает, что она просто заключила с мужем пари, что соблазнит заезжего гостя за два дня.
Ты поняла, да? Куколд и Секс-вайф существовали и тогда, об этом и Тургенев писал.
И она все-таки его соблазняет. И он едет с нею в Париж, не смог оторваться. Ну вот горячий такой, а тут баба, живая, горячая, даёт.
Ну а дальше он ей надоедает, она его бросает, он мается, вспоминает, что где-то чего-то забыл (годы прошли, и тут вспомнил!) несется во Франкфурт, там никого (ждать думал будут?).
В принципе у Джеммы все сложилось ок, она вышла замуж за богатого американца, родила ему четверых детей.
Мораль: все, что ни происходит - к лучшему. И если у тебя когда-то в жизни не сложилось - то ну и хрен бы с ним.
И еще мораль. Не надо гореть. Никогда не надо гореть.
А насчет Лермонтова, Печорина и княжны Мери... Да не помню я, надо перечитать.
________
© Екатерина Безымянная
Комментарии (0)