«Думать» и «делать». Разве два этих процесса разделимы? И есть ли случаи, когда между «думать» и «делать» можно поставить «или»? Не буду долго томить предисловием и сразу попробую все объяснить на конкретных примерах.
Случай первый. «Думать» — как способ оттянуть начало действия
Я много раз являлась свидетелем картины, когда моему старшему сыну в короткие сроки нужно было выполнить (сделать) какое-либо дело, но вместо того, чтобы делать, он погружался в глубокие раздумья. Привычным ответом на мой вопросительный взгляд было: «Я думаю, как делать». Ситуация повторялась неоднократно, и постепенно я начала понимать, что наши представления о «думать» и «делать» различаются.
К примеру, ребенку предстояло решить непростую задачу по математике, он уютно располагался на диване и думал. Но думал не с карандашом и блокнотом, накидывая возможные варианты решения, как делала бы это я, а «ДУМАЛ»!
Я начала проводить параллели, чтобы понять природу этого явления, и нашла массу примеров, когда необходимость погрузиться в деятельность, заменяется обдумываниями.
Полагаю, что многие находились в ситуации, когда определены сроки, понятны первые шаги на пути решения какой-то проблемы или задачи, но страх перед сложной работой парализует, и мы погружаемся в думы.
Хотите знать, почему так происходит?
Одно из неверных и трудноискоренимых убеждений о человеческом мышлении состоит в том, что все наши мысли представляют большУю ценность и, непременно, к чему-то приводят. Но это не так!
Часто мысли заполняют нашу голову, поглощая нас и ограждая от начала действий. Эта каша из мыслей в голове не приводит к каким-то важным решениям или выводам, а просто затягивает время выполнения задачи.
Мы кругами ходим и думаем, вместо того чтобы погрузиться в начало действия. Хоть нам кажется, что думая над чем-то, мы тем самым приближаемся к ответу, это не так. Можно бесконечно мысленно прокручивать одну и ту же задачу и при этом не сделать ничего полезного для ее решения.
Размышления имеют смысл только в том случае, если они провоцируют нас делать, искать новые пути решения, снова делать, но уже по-новому, анализировать и снова делать.
Случай второй. «Думать», когда задето собственное «эго»
В моей студенческой молодости, была одна приятельница, которая после не лучшего по ее убеждению поступка, заучивала наизусть стихотворение классика. Объяснение было ясно сформулировано: «Я опустилась в собственных глазах и чтобы поднять планку своего духовного развития — учу новое стихотворение». Тогда ее подход казался смешным, но через время я вижу скрытую мудрость такого решения. Новое стихотворение заменяло самобичевание, которым занимаются многие, когда нарушают свои жизненные принципы.
Признаюсь честно, я отношусь к той категории людей, которым свойственно пребывать в переживаниях о своих поступках, чужих словах в мой адрес. Правда, со временем мне стало свойственно чаще «не обращать внимание на такие мелочи».
Многим из нас нравится прокручивать в голове прошедший разговор или событие, рассуждая «а если бы так, то…» Часто мы помним события многолетней давности, о которых давно позабыл весь мир, со временем взращивая в своем сознании из мухи слона. «Коллега как-то не так посмотрела», «возможно, он не то подумал», «почему-то этот тип на перекрестке мне посигналил» — поводов занять наши мысли бесконечное множество. Ровно столько же поводов отпустить эти мысли и не возвращаться к ним снова. Вместо этого нехитрого решения мы предпочитаем впустую тратить энергию своего мышления.
Обида, злость, зависть заставляют прокручивать в голове вопрос «почему?». Это долгий мыслительный процесс.
Но мыслительный процесс, не направленный на поиски решений, бесполезен!
С точки зрения управления собой думать, просто чтобы думать неэффективно!
Вам интересно, как заставить собственные мысли не работать вхолостую?
В первом случае, если вы поймали себя на мысли, что не хотите делать, поэтому предпочитаете думать о предстоящей деятельности, в надежде найти правильное решение, у вас есть два пути.
Путь первый — взять лист бумаги и карандаш и записать последовательность действий по решению задачи. Так стоит поступать, если задача, действительно, масштабная. Как только появился первичный план, нужно приступать к его исполнению от простого к сложному.
Путь второй — взять лист бумаги и карандаш и записать идеи, как решить задачу или проблему. Этот вариант подойдет, если вы не знаете, каким может быть решение.
В школьные годы я всегда откладывала написание сочинения на последнюю ночь, пока не научилась записывать идеи, о чем можно было бы порассуждать. Этот простой способ помогал мне при подготовке ответственных докладов и презентаций.
Почему важно не просто придумать, а именно записать? Это особенность работы нашего мозга. Записав идею, мы «отпускаем» ее и не прокручиваем многократно, а начинаем генерировать новые. Дальше остается выбрать в собственных записях самые интересные и работать в этом направлении. Вы можете возразить, что генерировать идеи можно до бесконечности, не приступая к деятельности. Чтобы этого не случилось, задайте ориентиры: «Десять идей за пару дней, после чего приступаю к выполнению».
Наш мозг легко выполняет четкие понятные задачи.
Итак, часто неосознанно мы в холостую гоняем наши мысли, потому что не пытаемся организовать себя в этом вопросе. Наш мозг — это тоже орган, и засорять его пустыми разрушающими мыслями также опасно, как нагружать печень обилием некачественных жиров или поджелудочную железу простыми углеводами (плюшками, пирожными, сладкой газировкой).
Работа с мыслями не простая, потому что заставить себя не есть торт изначально проще, чем заставить себя не думать о том, что лезет в голову без приглашения. Можно учиться переключать мысли подобно телевизионным каналам: не понравилась передача — переключаю, не хочу об этом думать — думаю о другом. Сложно, но можно.
Есть один очень хороший способ работы с «думами»: заменить «думать» на «делать». Когда негативные мысли не отпускают, займитесь делом, в выполнение которого будет вовлечен ваш мыслительный потенциал. И все ваши думы, будут направлены на выполнение дела. Хорошо, если этим делом будет что-то из ваших приоритетов, а не просто решение кроссвордов.
P.S. Кстати, когда я своему старшему сыну казала, что делаю материал «Думать» или «делать», он задумался и сказал, что это либо несравнимые вещи, либо две части одной операции. Интересно, а вы как думаете, дочитав этот материал?
Комментарии (0)