Найти себя, свое призвание, свое ДЕЛО невозможно, ничего не делая. Это получится только тогда, когда будет нестрашно вступать в большой мир и взаимодействовать с ним. Поэтому: надо искать, экспериментировать, пробовать себя в разных областях, прислушиваться к себе, мое - не мое. И не успокаиваться, пока не срезонирует - мое! Возможно, придется перебрать много всего, пока не встретится нечто, от чего реально горят глаза.
Увидеть свой потенциал, свои сильные стороны можно лишь в той деятельности, которая интересна и приносит удовольствие. Чтобы понять, что это за деятельность, надо закрыть глаза и спросить себя:
• чего я хочу? какие у меня потребности?
• что мне нравится делать? что я люблю? в чем моя страсть? что вызывает во мне живой эмоциональный отклик?
• что у меня лучше всего получается?
Однако понять, чего же ты хочешь на самом деле, все же не так просто. Для этого мало задать себе вопрос "чего я хочу?" (а вдруг ответ на него "лежать на диване и ничего не делать"?). Здесь нужно работать с жизненными целями, с вопросом «что для меня дорого и важно?», «что для меня ценно?».
Задайте себе эти вопросы – «к чему я хочу прийти – через год, через пять, через десять лет? кем и каким быть? чем располагать? что иметь?»
Когда понимаешь, что хочешь получить от жизни, то и путь к этому видится четким и ясным. Тогда и действия в этом направлении начинают приносить удовлетворение. А почувствовав свою компетентность, человек и всего себя начинает воспринимать иначе. Он лучше понимает свои сильные и слабые стороны, свой потенциал и так далее.
Более того, нельзя забывать, что мы раскрываем себя не только в профессиональной области. Люди реализуются и в человеческих отношениях тоже. Да и во всем, что они делают. Можно каждый день, например, совершенствовать свой кулинарный талант и чувствовать себя вполне самореализующейся личностью. Так что не важно, чем занят человек, важно то, как он это оценивает. Поэтому каждый сам определяет, что для него ценно, а что не очень, в чем, в какой деятельности есть смысл, а в какой - нет. И что он хочет оставить после себя.
В книге Барбары Шер и Энни Готтлиб «Мечтать не вредно» приводится несколько интересных упражнений, помогающих найти себя в жизни. Я предлагаю вам выделить время и выполнить их, а затем – если хотите – поделитесь результатами в комментах.
1. Просторы детских воспоминаний. Что в детстве вас особенно привлекало и очаровывало? Какое из чувств – зрение, осязание, обоняние – помогало ярче всего воспринимать жизнь? Что вы любили делать, о чем мечтали? … На какие таланты и способности указывают эти детские увлечения и мечты? … Что вы ответили? Что ваш ответ говорит о ваших желаниях и о том, что у вас хорошо бы получалось?
2. Двадцать любимых занятий. Двадцать??? Да. Вам надо вспомнить двадцать любимых занятий. В любом порядке, не пытайтесь упорядочить их – что вам нравится больше, что меньше … Когда закончите, поищите закономерности. Что вы узнали о себе, о своей нынешней жизни, о том, какой жизнью вы хотели бы жить?
3. Ваше идеальное окружение. Ответьте на вопрос - в каком воображаемом окружении вы могли бы максимально проявить себя? … Попробуйте приспособить этот мир к своим потребностям. … Представьте мир, так хорошо подогнанный под ваши мерки, что вы можете реализоваться самым лучшим образом, ничего в себе не меняя. … Сотворите окружение, подходящее именно вам и поддерживающее вас – вас как вы есть. … Кто эти люди, которых вы хотите видеть рядом с собой? С этим связано, сколько уединения и сколько общения вам нужно, какая вам нужна помощь, какую реакцию вы хотели бы получать в ответ на ваши идеи? Какие ваши положительные качества проявились бы в таком окружении? Что вы узнали о себе и что вам нужно, чтобы полностью проявить себя? Это упражнение показывает, что вам необходимо для реализации вашего потенциала.
4. Ваш идеальный день. Предположим, вы живете в реальной версии своей идеальной окружающей среды и все ваши лучшие качества полностью раскрылись. Какими занятиями и людьми заполните свой день? … Совершите неторопливую прогулку по идеальному дню вашей обычной жизни. Это должен быть не день отпуска, не день с вынужденными занятиями, а такая повседневность, какой вы хотели бы ее видеть. Проживите этот день в настоящем времени и во всех подробностях, от утреннего пробуждения до отхода ко сну вечером. Что вы делаете в первую очередь, проснувшись? Что едите на завтрак? … Неспешно проживая воображаемый день, держите в уме три существенные категории: что, где, с кем? Что вы делаете? Какой работой заняты? … Где? В каком месте, пространстве, обстановке? … С кем вы работаете, едите, смеетесь, разговариваете, спите? … Описывайте день, который бы проживали, будь у вас абсолютная свобода, неограниченные средства и все силы и умения, о которых только мечтали.
5. Пять жизней. Представьте, что у вас будет пять жизней. И в каждой из них вы сможете стать тем, кем хотите. Как вы проживёте эти пять жизней? Допустим, одну жизнь вы посвятите помощи другим людям, вторую — путешествиям, третью — тому, чтобы завести большую семью с кучей детей, в четвёртой станете поваром, а в пятой — звездой шоу-бизнеса. Каждая из ваших жизней содержит что-то, что вы очень любите и в чём нуждаетесь. И вы можете привнести это в свою реальную жизнь.
Прислушайтесь к себе. Найдите то, что любите. И начните двигаться к жизни своей мечты.
Пост в тему: "Самый важный вопрос в жизни"
Упражнение "Колесо жизни"
Ирина Чеснова, психолог,
автор книг для детей и родителей
www.irina-chesnova.ru
Комментарии (0)