Как выучить иностранный язык без насилия над собой? С помощью стратегии маленьких шагов и нескольких минут в день.
Это принтскрин с моего компьютера:
Мне всегда нравилась идея прочитать «Войну и мир», но в ближайшие 50 лет я не планирую это делать. Как быть? Вижу для себя два варианта:
1. «Забить».
2. Читать как бы «между прочим», убеждая себя, что ничего особенного не происходит.
Решив все же подружиться со Львом Николаевичем, я придумала слушать его по утрам в течение пяти минут, пока чищу зубы. И началось, как в той истории:
Всем известна загадка о трех птичках, сидящих на изгороди. Вопрос: если две птички решат улететь, сколько птичек останется? Ответ: останутся три птички. Урок: одно лишь решение сделать что-либо еще не означает, что вы сделаете это.
Роберт Кийосаки
Как же мне лень! Только проснулась, на часах шесть утра. За окном темно, хочется побыть наедине со своими мыслями. Утро для меня – время тонкой настройки с миром, я не хочу пускать туда всяких Болконских. Но той самой птичкой я тоже не хочу быть, поэтому начинаю с собой играть: «Инночка, давай: слушаем одну минуту и все». Естественно, минута выливается в три-пять-десять… Через пару недель эффект таких, казалось бы, незначительных поползновений – налицо. Шесть месяцев прослушивания «между прочим» и не каждый день, если честно, и я освоила 12% книги. Конечно, не феноменальный результат, но я на 12% ближе к цели! Даже небольшой прогресс даёт классное чувство могущества по сравнению со стоячим болотом «вечновисящей» задачи. Ощущения позитивные, я довольна.
К чему это я?
Дело в том, что уже десять лет я обучаю английскому языку, кроме того, сейчас строю бизнес по корпоративному обучению и немного преподаю. Рассказывая свою историю, постараюсь ответить на два самых популярных вопроса: как себя мотивировать на регулярные занятия и как вырасти в английском (даже если на это нет времени).
Время от времени меня спрашивают: «Как ты выучила английский?». Сначала я не знала, что отвечать на такие вопросы. У меня не было репетиторов, лингвистического образования, опыта длительного проживания в англоязычных странах (пока), из общепринятого – лишь школа с углублённым изучением языка. Получается, что английский я выучила сама, но это не совсем так. Скорее, это была синергия: люди вокруг, преподаватели, коллеги, книги, интернет. Мои студенты помогали мне увидеть пробелы в знаниях, я принимала, благодарила и старалась исправить. Считала: «Если преподаватель поможет мне это выучить – прекрасно, нет – выучу сама или найду того, кто объяснит популярно». Иными словами, локус внимания, ответственность за прогресс был на мне. По моим наблюдениям, таков путь каждого, кто хорошо владеет языком.
Так поступают процентов двадцать учеников. Остальные (и я в том числе) подсознательно хотят, чтобы все сделали за них. Не спешите фыркать, просто оглянитесь вокруг.
«Сирены» образовательных курсов зазывают: «Просто приди к нам! У нас уникальная атмосфера, методика, мы все сделаем за тебя! Замотивируем, обучим, попинаем и от нас выйдешь новый ты, при этом – без каких-либо усилий с твоей стороны». Такой «мессидж» и вправду хорошо продаёт услугу обучения, но не работает!
Почему? Есть один важный нюанс: для достижения цели, нового горизонта, преодоления себя поддержка преподавателя необходима, но вырасти вы можете только на своей энергии!
Вы должны:
- самостоятельно применять полученные знания или хотя бы пробовать делать это;
- совершать новые для тебя поступки, пусть и не всегда удобные;
- признаваться в своих недостатках и пробовать избавиться от них;
- постоянно, пусть даже понемногу преодолевать и дисциплинировать себя.
«Ок, я буду расти сам», – решат сейчас некоторые, но как это сделать?
Я считаю, что есть два хороших тренажёра: регулярность и здоровый пофигизм. И главный «решала» успешности процесса: ваш внутренний настрой.
Приведу пример из своей жизни. Нам с подругой Машей было по 15 лет, когда я помогала ей готовиться к экзамену по английскому. Ей нужно было выучить кучу текстов. Я слушала, как Маша пересказывает их мне, и вдруг осознала, что она… мешает сама себе. Как будто английский был для неё глыбой, которую нужно перевернуть. Так я впервые поняла, что в изучении языка есть какой-то психологический замес.
Может, именно поэтому вы забрасываете обучение – ваша психика просто вас бережет. Годы «поднятия глыбы» (а изучение языка длится не меньше) – слишком неразумно, энергозатратно, да и особо незачем. Ваш организм саботирует ваши устремления, и очередной «веселый старт» заканчивается, не успев начаться. Вспомните дело, которое вам нравится и легко даётся. В нём нет для вас ничего сложного, не так ли?
Хотите выучить язык, приучите себя любить его, относиться к его изучению, как к приятному и простому делу. Взращивайте это ощущение специально, уделяя этому занятию хотя бы три-пять минут в день на протяжении трёх недель.
Поначалу ваша психика будет сопротивляться, происходящее будет казаться бредом. Потом вы привыкнете и убедитесь: это работает. Практикуя обучение «по кайфу», сами не заметите, как добьетесь принципиально новых результатов.
P.S. С того времени прошло 14 лет. «Инглиш» Маши и ныне там.
Как понять, какую мелодию играет мой внутренний дирижер?
В качестве лакмусовой бумажки предлагаю шесть распространенных фантазий, которые не работают при изучении английского. Если какие-то из них вам знакомы, избавьтесь от них – эти заблуждения мешают вашему прогрессу.
Миф № 1: «Я буду заниматься по часу в день»
Вы уверены в этом?!…
Я, к примеру, люблю строить планы. Правда, выполняю их не так рьяно: часто процентов на 60, иногда всего на 30 (причем, дело не в моей лени или недисциплинированности). Занявшись поиском причин, поняла: проблема в том, что я занимаюсь не реальным, а «фантастическим» планированием.
Приблизительно так выглядел мой список на день:
- «записать видео» – один час
- составить инструкцию для сотрудников – полчаса
- писать статью – два-три часа
- сделать десять «холодных» звонков – один час с большими эмоциональными вложениями
- провести два занятия – два-четыре часа плюс опять эмоциональные вложения
- дать обратную связь преподавателям – 15-45 минут
- написать/разослать письма – 10-40 минут
- и т.д.
Каковы были мои реальные шансы выполнить все намеченные пункты? Конечно, «нет ничего невозможно для человека с интеллектом», но… Бывает, что возникают непредвиденные дела, на один пункт приходится тратить больше времени или энергии, чем планировалось. А если мне потребуется отдохнуть, или посетит идея, которую захочется немедленно воплотить? Такова реальность моего дня, и глупо её игнорировать. И глупо оставлять крайне мало свободного времени (я грешу этим постоянно), обещая при этом заниматься второстепенной задачей по часу в день.
О чём это я?
Английский, скорее всего, не является для вас делом первой важности. Говоря себе: «Все, с понедельника занимаюсь по часу в день», вы обрекаете себя на хроническое невыполнение поставленной задачи (если только вам через месяц не предстоят мегаважные переговоры в Лондоне, а вы не знаете английского). Как следствие – неудовлетворённость и саботаж.
Что же делать?
«Фантастическое» планирование обрекает вас на хроническое невыполнение части задач, подрывая доверие к себе и своей способности воплотить задуманное. Вы воспринимаете план как пожелание, а не как руководство к действию.
Решив пересмотреть свои принципы планирования, я научилась выделять одну-две ключевые задачи, которые нужно сделать обязательно. И три-четыре второстепенных, на которые в моём расписании отводится пять-десять минут. При таком подходе они тоже воспринимаются как обязательные. В итоге выполнение пунктов моего плана увеличилось в разы.
Изучая язык, попробуйте применить «стратегию пяти минут в день». Начав с пяти минут, вы можете увеличить это время и до пятнадцати, и до двадцати минут ежедневно. Главное – заниматься регулярно. В идеале – пять-шесть раз в неделю, хотя будет достаточно и трех-четырех. Хитрите и уговаривайте себя, но делайте. Я очень даже за челленджи, но важно понимать: они работают лишь на коротких дистанциях.
Есть нюанс: для того, чтобы отведенные вами минуты были максимально эффективными, нужно работать над своим «узким горлышком». Обычно это часть языка, которая дается сложнее всего. Однако по иронии судьбы именно она – самый короткий путь к прогрессу. И чем ближе мы к изменениям, тем меньше нам хочется над ними работать.
Миф № 2: «Я буду делать только то, что мне нравится»
В один прекрасный день я предложила своим студентам, страстно желающим улучшить «speaking», отличное упражнение: ежедневно по три-пять минут говорить по-английски, записывая себя на диктофон. Это самая честная (и неприятная) обратная связь: вы слышите свое произношение, свои типичные ошибки, отслеживаете несовершенство своего словарного запаса, оборотов речи и многое другое. Это чрезвычайно некомфортно, но дает быстрый и гарантированный результат. В ответ на своё предложение я услышала: «Но это же не приносит нам удовольствия?»
Занавес.
«Вы хотите расти или нет?», – рявкнула я про себя, выдохнула и успокоилась. Реакция ребят была интересной и закономерной. Преподавая долгое время, ты понимаешь – по большому счету твои ученики не хотят меняться. Точнее, хотят – но не прикладывая усилий. Наш мозг удивительным образом изощряется, как только запахнет «жареным». И мы идем на поводу у его «не хочу», даже не попробовав, отказываемся от небольшого усилия ради желанного результата.
В этом случае я предлагаю применить стратегию «Если вы действительно хотите развиваться, делайте то, что ведет к прогрессу». Опять-таки уделяйте этому пять-пятнадцать минут в день. Возможно, это будет вам неприятно или неудобно. Зато в течение месяца получите опыт, который навсегда изменит ваше представление о собственных «могу-не могу».
Один из моих самых ярких трансформирующих опытов – ситуация с «холодными» звонками. Я понимала, что они нужны для развития моего бизнеса, но делать первые было мучительно и неудобно. Решив делать их с понедельника, я начала волноваться уже в воскресенье. Очень переживала, что меня непременно пошлют далеко и надолго, но сумела справиться с этим. Сделав свой первый звонок, поняла: ничего страшного не случилось. Там, на другом конце провода, тоже люди. Этот момент стал поворотным для моего бизнеса. Теперь, когда мой диалог с собеседником завершается удачно, у меня есть повод для гордости: «Я смогла, я сделала!»
Конечно, делать то, что тебе приятно, легко и просто. Но я не могу передать глубину отчаяния, которое я испытала, оглянувшись назад. За долгое время (месяцы, годы) я не очень-то приблизилась к своей мечте. Прискорбно обнаружить себя на том же месте через год, правильно? В такие моменты мне становится страшно, и появляется мотивация.
Миф №3: «Неважно, насколько я сам(а) верю в свой успех. Мне поможет чудо-преподаватель»
Как-то раз мы занимались с одной из моих студенток. Обучение шло туго. Кроме того, что она и в целом не очень старалась, от неё шло ощущение внутреннего «тормоза». Напоминавшее то, которое я почувствовала в Маше, но все же немного другое. Как будто кто-то внутри неё саботировал любое усилие. В какой-то момент она в сердцах произнесла: «Я не знаю, смогу ли осилить». И тогда мне стала понятна причина «пробуксовки»: подсознательно она не видела смысла прикладывать усилия, так как не верила в свои силы.
Тогда я практически не работала с внутренними установками моих учеников, стеснялась в открытую говорить с ними об этом. Так что мое ключевое прозрение осталось не озвученным, и через какое-то время с этой студенткой расстались. Сейчас я бы поступила по-другому: дав ей 15-20 минут, попросила бы письменно ответить на вопрос: «Почему у меня должно не получиться?»
Отведенных 15-20 минут вполне достаточно. За это время наш мозг найдет под ворохом поверхностных ответов истинные мотивы: странные, нелогичные, смешные, но именно они творят нашу реальность.
Попробуйте сделать это сами и удивитесь. Отвечать нужно только письменно, чтобы убедиться: «Да, я действительно так думаю» и освободить себя от этого заблуждения. Уверена, что в ответе моей студентки всплыли бы фразы типа: «У тебя недостаточно таланта/мозгов», или «С чего ты взяла, что вообще можешь?» и т.д. Я не раз ловила себя на подобных мыслях.
«Ну и бред!», – возможно решат самые скептичные из вас. И зря – статистически эти установки присутствуют каждый раз, когда человек испытывает сложности в изучении английского. Нужно схватить их за хвост, и тогда чары рассеются.
Итак, третья стратегия: «Поговорите с собой». Она особенно полезна, если у вас есть трудности в обучении: самосаботаж, прогулы, лень. Спросите себя: «Верю ли я по-настоящему, что в этот раз все получится?». Записывайте ответ 15-20 минут, не останавливаясь, и сможете узнать о себе много нового.
Вы умеете жарить яичницу?
Представьте: к вам приходит ваш друг и говорит, что хочет научится жарить яичницу. Вы говорите: «Ок, смотри: надо делать вот так, а теперь попробуй сам». Он пробует, но с первого раза у него не получается, и со второго не очень, и с третьего… Вы уверены, что рано или поздно у все же получится, а он вдруг заявляет: «Мне кажется, что я не осилю». Но ведь это всего лишь яичница! Возможно, по каким-то внутренним причинам он просто не хочет учиться ее делать. Например, это блюдо и без того прекрасно готовит его любимая девушка, а он в этот момент наслаждается теплом и любовью. Хотя мы точно знаем: жарить яичницу – это точно не то, чему трудно научиться. Также с английским: это не то, что сложно осилить.
Используем четвертую стратегию «Включить пофигизм и просто идти вперед, пока не начнет получаться». Чаще всего у меня получается с третьего-шестого раза. Что помогает добиться результата? Упорство, здоровый пофигизм и вера в свой успех.
Миф № 4: «Мне нужна мотивация»
Вот и нет! Мотивация нужна для старта. А для занятий нужна дисциплина! Приготовьтесь в процессе обучения пережить разные эмоциональные состояния. Вплоть до того, что вам захочется все бросить. Ждать мотивацию в таком случае бесполезно и опасно – вы отдаете бразды правления кому-то другому. Надо просто сделать следующий шаг: уговорить себя, немного ослабить напор и сделать меньше, чем обычно. Но при этом – обязательно сохранить ритмичность. Таким образом вы покажете Вселенной, что готовы к изменениям и платите за них своего рода «цену».
Чтобы морально подготовить вас к тому, что вас ждёт, привожу схему:
Если сейчас вы находитесь в точке 2, у вас есть супер-шанс: либо продвинуться дальше сейчас, либо забросить учебу до следующего раза. Наш организм поступает весьма разумно: обнаружив, что мы регулярно занимаемся какой-то активностью, он оптимизирует энергозатраты, снижая эмоции на «нейтрал». Но перед этим пытается отторгнуть новую привычку – вдруг она не очень-то нужная?!
Изучение языка можно сравнить с романтическими отношениями: первые девять недель в крови бурлят гормоны, все радует, а избранник кажется сделанным из чистого золота. Потом вы немного привыкаете, эмоции притупляются, но все равно приятно. Потом, та-да-м! Привет, реальность: вы начинаете видеть недостатки, они становятся огромными, затмевая все хорошее, что есть между вами. И лишь после этого, если переживете кризис, наступает этап объективной оценки и спокойной радости. В тот момент, когда мы перестаем «колбаситься» и становимся немного безразличными, как раз и происходят все значимые прорывы. Которые порой остаются для нас незамеченными.
Стратегия номер пять: «Расхотелось учиться? Сбавьте темп, расслабьтесь, отвлекитесь, но не сдавайтесь! Завтра будет новый день». Наибольшее наслаждение доставляет именно преодоление себя, своей слабости, «не могу» и «не хочу», которые нам кажутся своими. Однако, чтобы это ощутить – надо хоть раз попробовать.
Миф № 5: «У меня нет времени»
Важно понимать, что значимая часть нас сопротивляется переменам. Проведите блиц-анализ: сравните, сколько сейчас доступно полезной информации, и сколько людей реально ею пользуются для саморазвития. Полагаю, в процентном соотношении столько же, сколько и сто лет назад. Настоящий рост всегда неудобен, и наша внутренняя система всячески его саботирует. Как вы думаете, откуда берутся «завалы», «дедлайны» и т.д.? Конечно, часть из них объективна, но вы, наверняка, замечали – их количество увеличивается, когда наступает пора учить английский.
Для решения этой проблемы используем шестую стратегию, грань первая: «Учитесь как бы между прочим, убеждая свой организм в том, что вы не делаете ничего особенного». То есть, придется опять немного схитрить и выделить на обучение совсем немного времени, 10-15 минут в день. Интуитивно я сделала для себя изучение английского естественным процессом. Внедряла его понемногу в каждый свой день и занималась в удовольствие. Надо было ускориться, занималась чуть больше, но при этом немного меньше, чем хотелось – чтобы мотивировать себя на продолжение.
Грань вторая: «Хотите вырасти? Ни дня без английского! Учите немного, но каждый день»
Миф №6: «Я заговорю нормально, когда перестану делать ошибки»
Как бы не так. Единственный способ, который позволяет нам развиваться – через ошибки. Точнее, через чувство неудовлетворения, и чем оно больше, тем лучше. При этом важно не уйти в самобичевание, напротив – обрадоваться, что сумели обнаружить свои недочеты и исправить их.
Здесь вы можете возразить: «Я делаю много ошибок. Даже не представляю, как их все исправить». А все и не надо. Make it step-by-step, baby. Делается это так:
- выделите одну ошибку (тест, преподаватель или аудиозапись вашей речи вам в помощь);
- осознайте, что именно вы делаете неправильно;
- сфокусируйтесь на этой ошибке, ловите ее каждый раз, как сделаете, и исправляйте, пока не избавитесь;
- через месяц попросите обратную связь у доверенного лица или запишите себя снова, чтобы увидеть результаты вашей работы над ошибкой.
Обращайте внимания на свои ошибки, сознавайте их и старайтесь не повторять. Но про здоровый пофигизм тоже не забывайте. Вот такая тонкая грань.
Приведу ещё один пример из своей жизни. Перед тем, как стать настоящим, «взрослым» преподавателем и присоединиться к организации, я примерно год преподавала язык в домашних условиях, друзьям и знакомым. И постоянно чувствовала себя лузером среди коллег. Мой уровень языка тогда был upper-intermediate. Во время каждого тренинга с коллегами, проходившего на английском языке, мои комплексы зашкаливали. Сравнивая себя с «небожителями», окончившими пед и иняз и/или жившими в Америке, я корила себя за отсутствие шикарного британского/американского акцента, недостаточно хорошее восприятие на слух, скромный словарный запас и многое другое. Однако, даже считая себя «недостойной», я всегда вызывалась говорить, прислушивалась к замечаниям, учила слова и старалась осваивать всё более изысканные обороты и грамматику. За два года я очень выросла профессионально, стала одним из популярных преподавателей, мой английский вырос до уверенного advanced (уровня, на котором я потом начала преподавать).
Берем на вооружение седьмую стратегию: «Радуйтесь ошибкам, но не забывайте их исправлять. Выберите одну, искорените ее, потом беритесь за следующую».
Если у вас что-то не получается, вы испытываете лень, усталость, потеряли мотивацию – это нормально. У большинства людей получается лишь с третьего, четвертого раза, а то и десятого раза. Но вы никогда не добьетесь цели, если сдадитесь уже на первой попытке. Успехов!
Комментарии (0)