Все началось десять лет назад. Мне тридцать, у меня двое детей, сидром гиперответственной мамаши и муж, который не хотел, чтобы я возвращалась на работу. Детям нужна мать, дому — хозяйка, а кому нужен еще один финансовый директор?
В промежутках между пошивом костюма Дюймовочки и анализом рынка памперсов я бегала к психологу — милой женщине, цитирующей весь советский кинематограф. Расслабившись от ее шуток, я задумалась: если не удается совместить семью и карьеру, то может быть. получится исполнить детскую мечту и стать оперной певицей?
Советское детство. Музыкальная школа. Обшарпанный класс, девочки с бантами, загадочный урок «сольфеджио», входит она — Наталья Ивановна. «Дети, встали, распоемся». Мы начинаем что-то мычать. «Нет, не так», — говорит педагог и начинает петь. Потрясение! У этой худенькой женщины такой сильный, такой объемный голос. Он заполняет собой весь этот убогий класс, обнимает и тянет за собой. И как же легко она это делает!
Мама мои попытки петь дома пресекала. Ей нравилось, когда поют тихо, вкрадчиво, как героиня Гузеевой в «Жестоком романсе». Мечту убрали далеко на полку и доставать не планировали. Я отучилась в Финансовой академии, мне нравилась моя работа и до того дня о пении я и не вспоминала.
И вот сейчас подумалось: почему бы и нет? Сайт по репетиторству: «Алло, я хочу петь. Просто хочу, ни для чего. Приеду завтра…»
Это был первый шаг совершенного другого и очень непростого, но увлекательного пути под названием «музыка».
Репетитор предложила поучиться в музыкальном училище. Я послушалась ее совета. Сейчас знаю — все, что мне дали в музучилище, можно было получить быстрее, бюджетнее и, скорее всего, результативнее.
Поэтому очень важно подойти к реализации детской мечты по-взрослому, с холодной и расчетливой головой. Только так мечта сбудется. А для этого нужен четкий план.
Есть ли у вас план, мистер Фикс? А цель?
Помните Портоса из «Трех мушкетеров»? Моим девизом в тот момент тоже было «Я дерусь просто потому, что я дерусь!». Плана у меня не было.
Где и что я хочу петь? Как мои желания соотносятся с моими возможностями? Вот, например, куплеты Мефистофеля, которые мне всегда очень нравились, написаны для баса, поэтому вряд ли это мое. Сколько времени я готова потратить на реализацию плана? А если не получится, есть ли у меня запасной вариант?
Такие вопросы нужно задавать до момента принятия ответственных решений: поступления в училище, отъезда из страны, других решений, который меняют жизненную тропинку. Пусть даже и с возможностью все вернуть назад.
Моей мечте опять пришлось несладко, я трудилась над реализацией, но сама в нее не верила. Был просто процесс. Без цели. А цель должна быть, и непременно большая! Большие цели увлекают, захватывают. Мне же очень мешал внутренний критик, который разносил в пух и прах любую идею. «Хочешь работать в театре? Не возьмут, нужны связи. Собралась петь Вивальди? Не сможешь, это очень трудно. Что? Ты решила спеть Розину из «Севильского цирюльника»? Не смеши — Розине двадцать лет!».
Важно заставить критика помолчать, дать время. Критиковать будет, когда не получится. А сейчас пусть подождет, не мешает верить в себя. И тогда все получится.
Сверху вниз и обратно
Было и еще одно обстоятельство, которое мешало понять свою сверхзадачу. На поприще финансов я достигла определенного веса. Перейдя в совершенно иную сферу, я недооценила, что здесь все по-другому. Иные люди, принципы, подходы. Например, бытует такое мнение, что в искусстве надо все вырывать зубами. Если очень хочешь — пробьешься. Но самый распространенный принцип — если разозлить, это непременно даст хороший результат. Со мной это работало в обратную сторону. Крики и насмешки не вызывали творческой злобы. Скорее, наоборот. Самооценка становилась еще ниже. А в голове возникало только одно — все зря, надо возвращаться в финансы и не морочить никому голову.
Думаю сейчас: если бы у меня была цель, — фантастическая, невероятная — мне было бы легче. Сначала ее придумываешь, потом повторяешь бессчетное количество раз, и однажды начинаешь в нее по-настоящему верить. Мечта становится маяком, к которому будешь плыть из упрямства или из жалости за потраченное время.
Учитель и ящик с инструментами
А дальше важно понимать способы реализации. Сейчас я бы вряд ли поступила в училище. Да, я теперь «сыщик с дипломом», но диплом оказался очень теоретический. У нас не было концертной практики, повстречать своего педагога в стенах училища мне тоже не посчастливилось.
Поэтому важно продумать несколько путей к своей мечте. А потом с математической расчетливостью оценить все риски и выбрать верный.
И еще один вывод, который я сделала из своей дороги. У каждого начинающего творца должен быть Учитель. Человек, понимать которого будет легко и приятно, общение с которым будет заряжать вас обоих.
Искать его нужно с первых шагов на новом поприще: изучать себя, слышать свои реакции.
А еще нужно верить себе, доверять своему телу, своим ощущениям. Если чувствуешь что-то не так — не терпеть, не стесняться, а менять руку, ведущую тебя. Без нее к цели не пробиться. А в случае с вокалом, так можно и природные данные загубить.
Через тернии — к звездам!
У меня появилось два девиза. Первый звучит как «Хочешь петь — пой!». Не жди милостей от природы и внешних обстоятельств. Хочешь участвовать в концерте, выставке, соревновании — организуй его!
Свое первое выступление организовывала я сама. Не составило труда найти зал, подготовить интересную программу, напечатать афиши. Это был рождественский концерт класса. Именно тогда пришло понимание, зачем мне все это. Чтобы дарить эмоции людям в зале и заряжаться от них!
Отсюда вытекает еще один девиз — «Идеально не будет никогда!» Момент, когда «верхняя си будет идеальной», может наступить слишком поздно. Когда эта си не будет нужна никому из зала.
Люди в мир искусства приходят за другим. За эмоциями, переживаниями. За тем, чтобы оставить за окнами раздражение, суету… чтобы побыть наедине с собой, сопереживать и радоваться. И их редко интересует, каким образом это спето, в какой технике это написано или как построено. Они хотят чувствовать и верить.
Это вовсе не значит, что надо устраивать самодеятельность или забывать об адекватной оценке того, что ты можешь на данном этапе. Вовсе нет. Пусть в репертуаре не будет сложных пассажей, но пусть будет душа, погружение и желание отдавать. И тогда все получится.
Сейчас я не представляю себя без музыки. Я верю, что я могу подарить людям частичку тепла. Я хочу это делать и делаю это с радостью. И всегда помню, что к этому меня привела моя детская мечта.
Комментарии (0)