"Классическим примером "извращения инстинкта" может служить опыт академика Павлова с воспитанием у собаки условного рефлекса на прижигание кожи электрическим током. Сначала животное отвечает на болевое раздражение бурной оборонительной реакцией, оно рвется из станка, хватает зубами прибор, борется всеми средствами. Но в результате длинной серии опытов, в течение которых болевое раздражение сопровождалось пищевым подкреплением, собака стала отвечать на наносимые ей ожоги той реакцией, которой отвечает обычно на еду. Присутствовавший при этих опытах известный английский физиолог Шеррингтон сказал, глядя на собаку: "Теперь я понимаю радость мучеников, с которой они всходили на костер"" Мейжис, Почебут, "Социальная психология".
На уроках биологии о таких опытах на собачках не рассказывают...
Лично я узнал об этом впервые, может, и вы, мои читатели, не знали, потому и делюсь. Но если закрыть глаза на этику, в принципе, опыт очень важен в качестве доказательства того факта, что насилие может быть и бывает "приятным". Это не только к вопросу о сексуальных извращениях, а больше к тому, любит ли раб плетку хозяина и почему то самое проклинаемое домашнее насилие никак не изживается. Все эти "бьет, значит любит". Не просто привыкают и терпят. Нравится им. Этому можно выучиться, особенно, если есть склонность. И если выучились, трудно отвыкать. И речь, разумеется, не только о насилии физическом. Главное поле страданий - это страдания психологические. Да-да, я знаю, какие мастерицы в этом отношении дамы и как любят страдать люди, вне зависимости от пола, от любви, ссор, выяснения отношений. Раны, они ведь не только на коже. Они на душе тоже могут быть. И если руку насильника еще как-то можно остановить, родственники, полиция - да все общество на это работает, то как остановить слово и поведение стерв и подлецов, что мучают своих жертв психологически, то "кнутом", то "пряником"?
Вот ведь задача!
Комментарии (0)