Как отучить ребенка кусаться.
"Начнем с причин, которые напрямую связаны с возрастом малыша.
Груднички (начиная с 5-6 месяцев) прикусывают взрослым щеки или руки чаще всего из-за неприятных ощущений во рту — у них набухают и чешутся десны, режутся зубки. Здесь все просто: спасают прорезыватели и гели с анестезирующим эффектом (посоветуйтесь с педиатром!).
Также малыш может начать кусаться при кормлении грудью. Подобное поведение есть не что иное, как самое начало отделения «я» ребенка от «я» мамы. Ваша реакция: вы не терпите боль, забираете на несколько секунд грудь и, глядя малышу в глаза, говорите: «Нельзя так делать, маме больно!». Повторяйте каждый раз, когда ребенок снова прикусывает грудь. Это будет для него одним из первых уроков ясных причинно-следственных связей (укусил — мама забрала грудь) и бережного отношения к себе и другим людям.
После года наступает новый период развития ребенка, когда понять этот мир можно, только потрогав его и изучив всеми органами чувств. Отсюда эта страсть везде залезть, до всего дотянуться, надкусить, обслюнявить, постучать, оставить свой след на обоях (я есть! я существую!). Начиная с этого возраста, малыши обычно кусаются тогда, когда их переполняют чувства — злость, обида, протест, разочарование, бессилие. Им нужно как можно быстрее донести «обидчику» их огромное возмущение, а как это сделать, когда у тебя словарный запас мизерный и навыков общения почти никаких? Поэтому толкнуть, стукнуть, потянуть за волосы и укусить для них — обычное дело, так они выражают эмоции.
Что делать?
1. В первую очередь, понять, в каких случаях малыш начинает кусаться, это поможет предвидеть ситуации, когда в ход идут зубы, и по возможности предотвращать их — банально физически останавливать ребенка, прикладывая ладонь к его рту.
2. Если все же малыш оказался быстрее и укусил: не кричать, не ругать, не стыдить и тем более не кусать в ответ — так вы покажете, что подобное поведение допустимо. А ваша задача — научить ребенка желательным формам поведения.
3. Опуститесь на один уровень с малышом и, глядя ему прямо в глаза, скажите: «Нельзя кусаться, это очень больно, а делать больно никому нельзя». Не ждите, что вас у слышат с первого раза (не услышат!), будьте готовы говорить то же самое и 10, и 100, и 1000 раз. Ваша реакция должна быть твердой и неизменной: вы не дадите малышу делать то, что нельзя, и причинять боль — ни другим людям, ни себе. Пока ребенок не перестал кусаться, ваша задача как близкого, любящего взрослого — всегда быть готовым его физически остановить, предотвратить укус (все так же прикладывая свою ладонь к его рту и говоря о недопустимости укусов).
4. Очень важно постепенно учить ребенка разделять реакции эмоциональные и реакции поведенческие. Смотрите: если у малыша отняли игрушку в песочнице, он имеет право возмутиться, имеет право быть недовольным, но бить по лбу лопаткой «обидчика» или кусать его — такого права у него нет. Будет очень правильно, если вы позволите своему птенчику чувствовать то, что у него на душе, и при этом будете объяснять, что с ним происходит («ты злишься», «тебе грустно/больно/страшно»), озвучивать его состояние («конечно, обидно, когда отбирают игрушку») и учить выражать свои переживания словами, находя при этом конструктивный выход из сложившейся ситуации («давай попросим ее обратно»). Будучи названными, чувства и переживания становятся понятными, управляемыми и не такими пугающими. Ребенок начинает лучше понимать себя и тех, кто рядом. А через мамино содействие и подсказки («давай попросим ее обратно») оттачиваются его социальные навыки и расширяется поведенческий репертуар, что тоже только на пользу.
5. Для того же — озвучивания чувств и расширения поведенческого репертуара — полезно играть в сюжетные игры (это делается вне конфликтной ситуации, уже дома, когда все спокойны и в хорошем настроении). Возьмите куклы-перчатки или любые другие игрушки и разыграйте сценки из жизни ребенка: поиграйте за того, кому чего-то не досталось, или кого обидели. Интересно также дать малышу «роль» пострадавшего от драчуна или кусаки. Так он сможет лучше прочувствовать внутренний мир того, на кого нападают, что будет еще одним шагом в развитии у него одного из важнейших человеческих качеств — эмпатии".
Ссылка на статью -
Ирина Чеснова, психолог,
автор книг для детей и взрослых
www.irina-chesnova.ru
Комментарии (0)