Приветствую участников марафона «Искусство принимать решения». Как ваши впечатления от вчерашнего задания?
Сегодня мы повышаем градус нашего марафона и уровень сложности в принятии решений. Помните же, мы говорим об искусстве, а искусство сложностей не боится. Даже таких, как принятие решений в условиях неизвестности.
Как раз к написанию этой статьи я зацепила хороший пример из сердечно ненавистной мне книги Шерил Сандберг Lean in.
Шерил рассказывала, как решала, принимать ей предложение о работе или нет. Она работала в государственном секторе до 2008 года, а когда в США грянул кризис и многие госслужбы сократили огромное число работников, она пошла искать счастье в Силиконовую Долину.
Когда ей там предложили работу, ей предстояло принять решение — брать или нет. Она стала принимать решение знакомым ей и любимым многими способом: таблицей, в которой расписала все за и против, возможности и угрозы, и так далее. Таблица ей показала, что предложение работы принимать не нужно.
А звали ее в Google, тогда еще молодой, неорганизованный, амбициозный, с никому непонятными hi-tech затеями.
В результате она все-таки приняла должность, в которой поднялась так же быстро, как поднялся сам Google, и вскоре стала COO Facebook. Но это уже история.
Нам же здесь важен именно пример того, как в условиях неизвестности очень легко принять решение, которое отрежет нам многие возможности в жизни.
Ведь на самом деле, Шерил, анализируя решения, основывалась только на известные ей данные в то время, когда ключевыми факторами были как раз данные переменные и неизвестные. В такой же ситуации были инвесторы, отказавшиеся в свое время вложиться в такие проекты как IBM, Apple, Uber… Можно их обвинять в недальновидности, но по сути они просто привыкли принимать решения, основываясь на известных данных.
Мы все привыкли принимать решения, основываясь на известных данных. И зачастую это разумно и эффективно. Например: если у ребенка поднялась температура, нужно решить, как действовать. Есть известные данные: симптомы вируса, когда до 38,5 сбивать не надо, надо поить, и ждать дней семь, когда организм вирус поборет; а есть симптомы бактериальной инфекции, при которой если температура не спадает за несколько дней необходимо давать антибиотики, ну и так далее (это всего лишь пример, ни в коем случае не руководство к лечению). То есть у нас есть известные данные физиологии, и опираясь на них мы можем принять решение, в котором можем быть вполне уверены.
Решений, которые принимаются в обстановке известности, в нашей жизни подавляющее большинство, но они как правило могут только поддержать имеющийся уже уровень жизни, вернуть в уже имеющейся норме, но никак не создать новые возможности.
Новые возможности как правило создаются решениями, принимаемым в условиях неизвестности. На то они и возможности, что они новые, и мы не знаем, что там. Иногда мы сами выбираем идти дорогой возможностей и смотреть на новые варианты развития событий, которые пока никак предсказать не можем. В других случаях, нас «толкают» в такие ситуации, где известных данных маловато, а решение принять надо. Помните мой пример с решением записаться в школу коучинга?
Второй вариант мы редко принимаем за возможности, мы видим в нем больше негатива… Но это только потому, что мы не сами выбрали — нас как будто подтолкнули. В остальном, где нет предсказуемого результата, всегда есть новая возможность.
Если же присмотреться и быть с собой честным, то можно отчетливо увидеть, что на самом деле условия неизвестности — а значит, и возможности — окружают нас всегда, во всем, даже в самом привычном и обыденном.
Мы боимся неизвестности, нам неудобно принимать решения в условиях неизвестности, и потому нам часто кажется, что никакой неизвестности нет, что все явно, однозначно и понятно.
Это стремление, чтобы было явно, однозначно и понятно начинает просачиваться в ситуации, где не так уж явно, но мы все еще можем себя обмануть, что у нас достаточно известных для принятия решения анализом. Как тот пример Шерил с работой в Google. И как показывает тот пример, создав себе иллюзию «известных и понятных факторов», мы всегда рискуем потерять очень ценные возможности.
Перефразирую так: когда нам слишком комфортно и понятно, мы скорее всего закрываем глаза на возможности. Вопрос лишь в том, нужны ли они. В примере с температурой у ребенка, возможности не нужны — нужно вернуть привычную норму здорового организма. В ситуациях, например, с карьерой, или бизнесом, или маркетингом, или стилем жизни, нам возможности могут быть очень даже нужны, нужнее, чем привычность известного и понятного.
По-настоящему актуальным вопрос принятия решений в условиях неизвестности становится тогда, когда неизвестность, в общем-то совершенная нормальная для жизни в принципе, становится нам настолько очевидна, что мы не можем больше себя обманывать об «известности» и «предсказуемости». И тогда нам становится страшно.
Нам кажется, что становится страшно от того, что появились факторы неизвестности. На самом деле нам становится страшно от того, что мы наконец увидели реальную непредсказуемую природу жизни. Условия не стали более непредсказуемыми — мы просто перестали себя обманывать.
Да, нам может быть временно комфортнее, если мы не видим или избегаем пугающих нас условий. Но от этого нам безопаснее ведь не становится. Вот когда мы начинаем их видеть и осознавать, тогда мы можем в них адекватно действовать.
Так, когда мы сталкиваемся с ситуацией принятия решения в условиях неизвестности, мы вдруг осознаем, что жизнь-то на самом деле непредсказуема, и тогда мы можем нормализовать эту непредсказуемость, и вести себя адекватно этому условию.
Непредсказуемость жизни еще можно сравнить с законом гравитации. Можно жить под действием гравитации, не понимания ее, но и не борясь с нею, и все будет нормально. Можно игнорировать закон гравитации, идти поперек ему, и пытаться летать, прыгая с обрыва. А можно осознавать и понимать закон гравитации, и действуя адекватно, отрывать от земли самолеты и космические ракеты.
Так и с законом непредсказуемости жизни.
Понимая, что в любой ситуации неизвестные условия есть, и обычно больше, чем нам кажется, мы можем еще и осознать, что неизвестное вовсе не значит «плохое». Неизвестность прекрасна еще и тем, что условия могут быть для нас на самом деле намного более благоприятными, чем нам кажется. И тогда в неизвестном мы начинаем видеть возможности.
«А что, если условия не будут благоприятными, они же все-таки неизвестны?»
Хороший логичный вопрос. Ответ на него — условия всегда нейтральны. Это мы их делаем «хорошими» (обычно если они соответствуют нашим ожиданиям) и «плохими» (обычно, если они с ожиданиями нашими расходятся).
Если мы переключаем сознание с поиска того, что соответствует нашим ожиданиям на открытость новым возможностям, мы любые условия перестаем оценивать как хорошие или плохие, и начинаем видеть в них просто очередную ступеньку к возможности. Мы начинаем сами эти условия видеть, как возможности.
Пример, жизненный: для меня любая сессия с клиентом — это сплошная неизвестность и непредсказуемость. Меня это пугало поначалу: а что делать, что сказать, как бы не опростоволоситься, а какой у меня «план Б»? Потом я поняла, что каждый такой разговор полон невероятных возможностей, и что результат обычно превосходит любые ожидания, если просто быть в моменте и не пытаться ничего предсказать и решить заранее. Сессии обычно проходят так, что специально не придумаешь. Но есть и 2% сессий, результат которых мне не нравится. Он не соответствует моему ожиданию «клиент доволен»: клиент остается недоволен.
Принятое решение в условиях неизвестности привело к неблагоприятному результату? Но если убрать мои ожидания, и посмотреть с позиции возможности, то недовольный клиент для меня — это возможность чего? На данном этапе, это — возможность не выпрыгнуть в свое эго, не загордиться, не расслабиться, а продолжать как работу над собой, так и углубление связи с клиентом во время сессии без каких-либо своих ожиданий.
В итоге: когда мы пытаемся принять решение в условиях неизвестности, мы обычно пытаемся притянуть условия под известное, таким образом просто обманывая себя. Мы действуем из позиции ожиданий, и таким образом рискуем разочароваться и потерять возможности. Собственного поэтому мы и боимся неизвестное.
Если подходить к условиям неизвестности, как к постоянно открытой возможности чего-то, мы можем принимать решения, не привязываясь при этом к результату. Мы допускаем какой угодно исход, потому что из позиции возможностей мы в любом исходе увидим возможности.
Задание:
Возьмите свою актуальную ситуацию, в которой вам нужно принимать решение в условиях неизвестности. Это может быть что угодно, от карьерных решений до приготовления неизвестного пока вам блюда. Обозначьте в ней для себя все неизвестные факторы. Обозначив то, что очевидно неизвестно, понаблюдайте за теми, что кажутся известными. Разрешите и там неизвестному быть. Обратите внимание на возможное состояние страха, тревожности, отторжения при осознании неизвестного. Нормализуйте: «неизвестное — это совершенно нормально и естественно для жизни, я принимаю неизвестность и разрешаю ей быть возможностью». Теперь посмотрите на ситуацию из позиции возможностей, и уже из этой позиции, примите решение. Должно получится достаточно легко.
Помните, что марафон этот строится по нарастающей, поэтому каждая новая практика — это продолжение предыдущей. Поэтому эффективнее всего будет накладывать практики друг на друга по порядку выхода статей марафона.
Все публикации марафона «Искусство принимать решения» в разделе Проекты:
http://interesno.co/projects/8ad2f2f974e4
Комментарии (0)