КТО:
ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ:
ФОТОГРАФ:
В классическом театре нет непрофессиональных актеров. Соответственно, чтобы играть в театре, нужно что-то закончить. Чтобы играть в хорошем столичном театре, нужно закончить Щепку, Щуку, ГИТИС, школу-студию МХАТ или хотя бы ВГИК. Конкурс в них составляет 1,5-2 тысячи человек на место. «Второй эшелон» — это актерские факультеты в Воронеже, в Нижнем Новгороде, Ярославле и Саратове.
Я из деревни, после школы у меня не было никакого Интернета и никакой подготовки. Я знала: все едут в Москву — ну и я тоже поехала. Не поступила никуда. Терять время не хотелось, жить было негде, и я прорвалась на актерский факультет в Воронеже. А сразу после учебы вернулась в Москву и пошла по театрам на показы.
Когда в Москве студенты заканчивают примерно четвертый курс актерского, мастер-педагог договаривается с конкретными театрами, и студенты показывают отрывки в театре либо сам режиссер приходит к студентам. А «понаехавшие» из других вузов просто звонят всюду сами, спрашивают: «Извините, а у вас будет показ?» - «Девочка?» - «Да». - «Не нужны!». Тогда приходится искать себе в пару мальчика, потому что в мужчинах чаще всего театр больше заинтересован. И показываться вроде как приходит он, а ты выступаешь как партнер, но заодно под шумок могут взять и тебя, если понравишься и очень повезет.
ШЕСТЬ ЛЕТ АДА И ТЫ НА СЦЕНЕ
Итак, мне двадцать лет, и я в столице. Мне в театре говорят: «О, вы такая классная! Вся светитесь! Что вы закончили? - Воронежский! - О! Езжайте в свой Воронеж! Мы государственный театр и должны первым делом посмотреть москвичей».
Попасть в театр очень сложно. Театров мало, в год каждый берет не более двух актеров, а выпускается в год, наверное, несколько тысяч. Я не подготовилась к тому, что вообще не устроюсь ни в один театр. Меня это подкосило и следующие шесть лет я просто работала аниматором. Лучшим аниматором Москвы и Московской области! Теперь я ненавижу праздники.
Однажды, знакомая сообщила, что в «Ведогонь-Театре» не хватает актрис. А я давным-давно влюбилась в этот театр, часто ходила на спектакли, так что сразу же в него позвонила и решила — прорвусь любой ценой. Оказалось, что через два дня у них показ.
Я безумно нервничала — на показ со мной придут двадцатилетние, а мне давно не двадцать, я шесть лет не работала в театре, у меня нет опыта... На самом показе я вышла на сцену и сразу же адски наврала: я сказала, что мне двадцать три. Плевать — у меня горели глаза, мне так хотелось попасть в этот театр! Через два часа мне позвонили: «Никуда больше не показывайтесь. Мы вас берем!». Сейчас я уже пятый сезон играю в «Ведогонь-Театре» и у меня вторая премьера за год.
«
Шесть лет я бегала по показам и работала аниматором. Не было ни мест, ни знакомств. Под конец я прокляла все живое — неужели я училась, чтобы всю жизнь работать клоуном?
»
Что происходит с актерами, которые не попали в театр? Мучаются. Любой профессиональный актер нацелен на театральную сцену. Не выходить на сцену для актера — огромная трагедия. Он, конечно, кем-то подрабатывает, но это не может заполнить его жизнь. Поступают на актерский факультет и оканчивают его осознанно, но в театральном с первого курса предупреждают: «Вася, ты понимаешь, куда идешь? Ты будешь до сорока лет играть зайцев, бухать и страдать от безденежья!».
МЕЖДУ КОРПОРАТИВАМИ И МАКАРОНАМИ
Сейчас по всем театрам принята единая система категорий: низшая категория — вторая, следующие — это первая, высшая и мастер сцены. Низшая категория присваивается при выпуске из вуза. Средняя зарплата актрис второй категории — около 20000 до вычета 13% налога. Если перейти на первую, оклад составит аж 24 тысячи.
К примеру, у нас в театре есть еще доплата за спектакли и это чрезвычайно радует — 900 рублей за главную роль, 600 за второстепенную, 300 за эпизод. В среднем у меня 6-8 спектаклей в месяц, в основном главные роли. Итого в месяц у постоянно играющей актрисы получается что-то вроде 25 - 30 000 рублей. Если не снимаешь квартиру, то еще можно жить, но деньги, которые я получаю на зарплатную карточку — неприкосновенны: они предназначены на оплату квартиры.
Еще, если у меня за три месяца было от 30 вызовов на спектакли и репетиции, я получу от 5 до 15 тысяч премии, это очень помогает. Но в основном на жизнь я зарабатываю в кино или текстами. Преподавать во всяких кружках и студиях я не могу: детям-то я нравлюсь — веселая, из меня энергия прет, а я теперь не очень люблю детей — шесть лет проработать аниматором!
«
Мужчинам-актерам особенно тяжело. Если у них нет мужика, который их содержит (геи не редкость в нашей среде), а есть жена и дети — приходится вкалывать. Я могу выбрать голодную жизнь, у них выбора нет
»
Ставки в кино актерам, которые не представляют собой бренд, сейчас очень сократились — раньше мой эпизод стоил 15 тысяч рэ, сейчас — 8. Если эпизодов в месяц два-три на пару дней, жить уже есть на что. Но любой актер может отлично заработать в новогодние праздники. Я бы могла за эти пару недель нарубить полмиллиона рублей, но я лучше макароны на развес из Ашана буду есть, чем развлекать пьяную толпу.
Поэтому я в декабре-январе играю в сказках: так я никому ничего не должна, я актриса — вышла на сцену и играю. Могу постоять на мероприятии Снегурочкой, поработать помощницей ведущего. За новогодний сезон я получаю тысяч 100 (гораздо меньше, чем, если бы пошла на сделку с собой и брала все подряд) и распределяю их, чтобы каждый месяц у меня было 10-15 тысяч на жизнь. Мне повезло, что я девочка. Всегда есть поклонники или любимый мужчина. Они поддерживают, в том числе финансово.
О КИНО, ПОСТЕЛИ И КАРЬЕРЕ
В российском кино сейчас очень важен типаж, поскольку мы переходим на голливудскую схему, а именно это там самое главное. Но если подумать, случайных актрис я в кино и не знаю. Думаешь «о, клевое новое лицо», потом оказывается, что она спит с режиссером А. или родила от актера Б. Ага, у него шесть детей, но что б седьмого-то не родить, а?
Приятель рассказывал, как отбирали актрису в сериал СТС «Дневники доктора Зайцевой». Говорит, что Яну Крайнову заметили на кастинге, но она была, что называется, ничьей и ни за кем, так что однозначно ее не утвердили. Мурыжили — оденьтесь так, причешитесь так, а теперь вот так... В какой-то момент гримерша сделала ей образ Мэрилин Монро — локоны, помада и белый халат. Продюсер звонит: «Отлично! Хочу вот эту!» - «Да мы тебе ее полтора месяца показывали!» - «Так, как вы показывали, мне не нравилось, а теперь нравится!».
«
Кино управляют мужчины. У них должно екнуть — да! Это она! Ты должна их как-то зацепить
»
На всю Москву есть несколько режиссеров, о которых все знают: если ты попадешь к ним в театр, ты неминуемо попадешь и в их постель. Есть и преподаватель в ТОП-5 театральных, который спит со всеми девочками своего курса. Это тоже все знают. Мои знакомые, которые учились у него, рассказывали: когда у него было подозрение на какое-то венерическое заболевание, трясся весь курс. Если он болен, то заражены вообще все — он спит со всеми девочками на курсе, девочки спят с однокурсниками... Когда он вошел в аудиторию и сказал «Я здоров!» весь курс заорал «Ура!», начал обниматься и поздравлять друг друга. У меня такого не было. Правда, на первом курсе один из педагогов задавал мне странные вопросы — а влюблялись ли в тебя, Таня, когда-нибудь педагоги? А ты в них? А было ли у тебя что-то с ними? Наши мальчики обещали мне его избить, если он меня тронет.
«
Либо с кем-то спишь и получаешь роль, либо попадаешь в кино и уже там с кем-то спишь, чтобы получить роль
»
Понимаете, игра никогда не приносила актрисам денег. Они всегда были зависимы, в том числе от мужчин. Их должен был кто-то двигать. Иначе никакого «большого» театра или кино тебе не видать. Чтобы оказаться в главной роли в кино, чаще всего нужен все-таки мужик. Но еще нужно и угадать, с кем переспать, а ты бегаешь, вроде и готова, но непонятно, с кем именно надо, и при этом их неминуемо все меньше и меньше, а половина геи изначально... Шучу, конечно, но мужчина, и правда, нужен. Тут кто-нибудь, наверное, спросит, кто спал с Раневской, но стоит не забывать историю Раневской — как актриса она была глубоко несчастна и все время сидела без ролей.
ВСЁ ПОЧТИ КАК В ОФИСЕ
Рабочий день в большинстве театров разбит на две части: с 10 до 14, перерыв, с 17 до 22. в Ведогонь-театре по просьбе артистов вполне офисный график — с 11 утра до 18 с часовым перерыв. Выходной один — в понедельник, причем во всех театрах. На каждую неделю составляется расписание: тебя могут вызвать на репетицию на весь день, могут на час или не вызывать вовсе. Репетируют только новые спектакли — старые, которые восстанавливают в репертуаре, чаще всего «прогоняют» один раз в день спектакля или накануне. А репетиции новой постановки продолжаются и после премьеры: премьерный спектакль и тот же спектакль через год — это два разных спектакля.
Если не репетируешь ничего, можно просто приезжать вечером, играть свою роль и уезжать. И за это получать оклад. Но мне не нравится сидеть дома, мне нужны роли — я сильно нервничаю, когда у меня ничего нет. Я и в крупный театр не хотела, потому что там можно десять лет подряд выходить с «кушать подано» и ждать счастливого случая, а я хочу играть. Конечно, есть у меня и роли, которые я не очень люблю — и кайфа никакого. В этих спектаклях я просто собираюсь, выхожу, делаю свою работу автоматически хорошо и ухожу.
Зритель, конечно, никогда не знает, что стоит за спектаклем, за актерами, за кулисами. Родители умрели? Идешь на сцену. Болеешь? Тут нет больничных. Никого не волнует в каком ты состоянии, знаете, меня как-то увезли на скорой сразу после спектакля. Не закончить его было нельзя. Но есть в моей профессии и те плюсы, которых нет в обычной работе — это безумная энергия, поклонники, возможность примерить и прожить сто лет и сто образов.
ЭТА ПРОФЕССИЯ ДЛЯ ХУДЫХ И МОЛОДЫХ
Официально на актерский факультет берут до 25 лет, хотя по факту такие взрослые девочки не нужны, а вот мальчика могут взять. В театре же возрастным актрисам играть по большей части нечего, им достаются небольшие роли — мамка, нянька, Кабаниха в «Грозе». Пьес, где главная героиня в возрасте, вроде «Вассы Железновой», немного. В основном центральная линия пьесы — это история любви, так что героиня должна быть худа и молода.
Как в XIX веке были амплуа, так они до сих пор и сохранились. Но неточное соответствие актрисы возрасту в театре списывается на сценическую условность: важен скорее типаж. Я спокойно играю юных женщин, лет 20-23, так как попадаю в типаж — худоба, голосок, мимика и органика. Хотя я уже, наверное, не сыграю Офелию или Каренину на сцене, в целом, для театра у меня идеальный возраст: я молода и с опытом, с нормальным режиссером мне любая роль по плечу.
А вот для кино я в самом неудачном возрасте: сейчас фетишем стали молоденькие актрисы, лет 16-20. Мне пора уже играть мам, но я не попадаю в типаж тетки — рядом с девятнадцатилетней актрисой я не кажусь ее мамой, хотя и выгляжу на свой возраст.Но я точно не брошу театр, если только театры всего мира не внесут меня в «черные списки». С мужем и детьми, я все равно буду играть. С возрастом перейду на роли мам, нянек и бабушек — а может, с кино повезет... Или подамся в неклассический театр, иммерсивный, современный, вроде
«
До «Ведогонь-Театра» я немного поработала в другом театре. Плохом. Но с двумя очень хорошими актрисами, заслуженными артистками РСФСР. Как-то я спросила их — зачем вы в этом жутком театре? Они ответили — мы лучше в полном отстое сыграем главные роли, чем не будем играть вообще
»
Не играть на сцене становится невозможно.
Это как наркотик, попробовал один раз и всё.
Комментарии (1)