Психология отношений мужчины и женщины

Медитация как она есть

Чтобы освоить медитацию на практике и приблизиться к пониманию её истиной сути, мне понадобилось больше десяти лет.

Первые пять я лет «играла» в медитацию – это было первой стадией. Я училась успокаивать ум, фокусируя сознание на ментальных образах и визуальных эффектах. Поначалу старательно следовала чужим советам, которые сводились к уловкам, помогающим останавливать ход мысли. Это и воображаемые белые экраны, окружающие голову и призванные защищать от невоспитанных наглых тварей. И пламя огня вдалеке, на котором нужно было фокусировать внимание. И облака, в которые следовало превращать мысли и наблюдать, как они проплывают мимо. К сожалению, ни один из этих способов мне не помогал, приходило непонимание и досада. Усердия во мне оставалось всё меньше, не помогала даже мотивация собственной крутостью: «Я занимаюсь духовной практикой!». В итоге я «соскакивала».

Сегодня я считаю эти трудности благом, поскольку они помешали мне сотворить для себя концепцию, за которой я бы уже не смогла разглядеть правды.

Не знаю, сколько я могла оставаться на этой стадии, если бы не попала на випассану. Не буду о ней рассказывать подробно, вся информация есть в открытом доступе. Остановлюсь лишь на механике процесса.

Из десяти отведённых на випассану дней первые три – подготовительные. Они нужны, чтобы замедлить ум с помощью концентрации на дыхании и постепенно сузить область его осознания до ложбинки под носом. Сама техника випассаны заключается в исследовании тела фокусом сознания. Ты учишься осознавать по отдельности все его части – руки, ноги и т.д. Поначалу «видишь» их слабо, потом всё более явственно и объёмно. К концу курса переходишь к навыку «сканирования» своего тела волнами: не выделяя отдельных частей, пропускаешь мощный внутренний прожектор внимания через все тело, сверху вниз, из стороны в сторону.

Эта вторая стадия, которую я назову фокусировкой на дыхании или ощущений в теле. От первой она отличается тем, что выбранный для фиксации внимания объект находится извне, тело практически не задействовано. На второй стадии ты видишь явное уменьшение дистанции между субъектом и объектом. Субъект в этом случае ты сам, объект – то, что ты чувствуешь. Они еще разделены, но уже связаны осознанием того, что это твои ощущения.

Второй этап овладения техникой медитирования тоже был достаточно долгим, около двух лет. Хотя его качественный уровень был более высоким. Я видела ощутимые результаты: снижение привычной реактивности, спокойное состояние ума. Причём, это проявлялось не только внешне, но и внутренне, что более ценно. Ослабела привычка мыслить категорично и видеть окружающий мир чёрно-белым. Жизнь расцветилась богатой палитрой красок. Я обрела способность улавливать полутона, признавать зыбкость жёстких границ. Не делила людей на своих и чужих, ситуации – на хорошие и плохие, а своё поведение на правильное и неправильное.

Думаю, что именно эта растушевка границ подвела меня к третьей стадии, потому что рационально объяснить этот переход я не могу. Я просто шаг за шагом двигалась вперёд, училась видеть дальше и глубже. Рамки раздвигались, слабел контроль. И медитация сыграла в этом не последнюю роль, повлияв на все сферы моей жизни.

Однажды, практикуя випассану, я почувствовала непреодолимое желание довериться любым своим чувствам, впустить в себя нечто спонтанное, контролируя при этом свои телесные ощущения.

Так началась третья стадия – расфокусировка, на которой внимание рассеивается между всеми твоими ощущениями, звуками и мыслями. Ты осознаёшь их, но не отдаёшь предпочтений чему-либо. Твоё внимание блуждает, кочуя от одного зарождающегося ощущения к другому, а то и по всем сразу, превращаясь в нечто неделимое. На этой стадии субъект и объект медитации ещё различимы, но просветы между ними настолько кратковременны, что ощущаются как микроразрывы.

Практикуя расфокусировку, неизбежно и плавно проваливаешься в медитацию. Именно проваливаешься, так как не ждёшь её наступления. Пространство между субъектом и объектом исчезает. Ты становишься тем, кто осознаёт сам себя, воспринимая окружающее таким, каким оно является.

Медитация становится для тебя не инструментом, не средством, а напротив — отсутствием любых ожиданий, чистым уединением с собой, через которое ты сливаешься с пространством, становясь его частью.

Состояние единения со всем естественно для человека, но передать словами его практически невозможно.  Это будет лишь попыткой изложить то, что выпало из расчленяющего сознания. Стадии фокусировки, концентрации, наблюдения ещё можно описать, так как сознание цепляется за отдельные фрагменты, для которых есть соответствующие слова. Но растворение в пространстве, единение с миром описать не получится – это состояние не имеет словесного выражения, так как вмещает в себя все и сразу.  Ум медитирующего человека осознаёт и фиксирует не столько сами моменты растворения, сколько следующий за ними возврат в физическую, описываемую видимость, моменты разрушения цельности.

Я считаю, что медитация – это воссоединение ума и тела, которые были искусственно разделены и наделены иерархией значимости. Слияние наблюдателя и наблюдаемого. Бога и человека. И осознание того, что границы между ними существуют лишь по причине фрагментарности нашего сознания. При этом наше тело — тот самый портал, который не разделяет нас с пространством, а сближает.

Медитация – это практика, цель которой не улучшение себя или борьба с эго. Это опыт проживания истинной реальности, в которой нет противоположностей, субъектов и объектов, а мир не поделен на сектора и смыслы.

Такое медитативное состояние может настигнуть где угодно: на прогулке, на тренировке, высоко в горах и глубоко в море, когда через тотальное присутствие в теле ты соединяешься со всеми окружающими тебя объектами. Оно происходит гораздо чаще, чем мы привыкли думать, просто для нас эти моменты почти неуловимы.

Привычный нам формат медитации – неподвижное сидение с закрытыми глазами скорее создаёт благоприятную возможность прочувствовать практику. Кроме того, в уединении ты переживаешь такую интенсивность слияния, какую не испытать, когда твоё внимание блуждает среди бесконечного числа объектов и фрагментов.

Как правильно подойти к процессу

Начать можно с практики ощущения внутреннего тела, которую предложил Экхарт Толле в своей книге «Новая Земля»:

«… закройте глаза и почувствуйте есть ли жизнь внутри ваших рук. Не спрашивайте свой ум. Он ответит: «Я ничего не чувствую». Возможно, он также скажет: «Дай мне что-то более интересное, о чем я мог бы думать. Итак, не спрашивайте ум, сосредоточьте внимание на своих руках, почувствуйте жизнь внутри них. Сначала вы можете испытать лёгкое покалывание, потом ощутите прилив энергии. Некоторым для этого даже не требуется закрывать глаза. Они могут почувствовать свои «внутренние руки» в любой момент, даже не отвлекаясь от какого-либо занятия.

Затем переключите внимание на стопы. Удерживайте около минуты, потом почувствуйте сразу и руки, и стопы. Включайте в своё ощущение другие части тела: ноги, предплечья, плечи, живот, грудь и так далее, пока не осознаете своё внутреннее тело как всеохватное чувство жизни».

То, что Толле называет внутренним телом – это жизненная энергия, мост, связующий физическое тело и бесформенный источник всего сущего. Даже не столько мост, так как мост предполагает существование разрыва между телом и пространством бытия, а его не должно быть. Это, скорее, пограничная зона: уже не видимый, но ещё ощущаемый канал. Он существует, пока жива идея нашей разделённости.

Поняв, что такое внутреннее тело, можете переходить ко второй стадии, используя подходящую вам технику наблюдения за дыханием или ощущениями в теле. Главное, чтобы это было не умственное представление о том, как вы дышите, а следование за дыханием с погружением внимания внутрь себя. Не видение себя со стороны в медитирующей позе, а осознание ощущений, зарождающихся в самом центре себя. Можно практиковать технику випассаны самостоятельно или пройти курс обучения, чтобы прочувствовать её основательно и предельно точно.

Будет хорошей практикой медитация не только в тишине дома, а в любую свободную минуту: в дороге, в ожидании встречи, в лифте, на обеде. Погрузитесь на несколько минут в свое внутреннее тело, почувствовав единство со всем окружающим. Такие моменты дарят спокойствие и ясность, особенно если вы взволнованны или расстроены.

Иногда я медитирую направленно, с запросом. Например, для осмысления какой-нибудь фразы или усвоения сложных, многоуровневых знаний с осознанием на уровне ума. Также это может быть желание найти ответ на вопрос или сформировать идею. Кроме того, практика випассаны отлично подходит для профилактики или лечения заболеваний.

В завершение обозначу три определяющих момента:

  • Не концентрируйте внимание на задаче, которую вы хотите решить с помощью медитации. Обозначьте свой внутренний запрос в начале процесса и забудьте о нем, отдавшись естественному ходу событий. Но «забыть» не означает старательно отгонять ненужные мысли. Просто не фиксируйте их в сознании, опасаясь потерять фокус и не достигнуть цели.  Осознанное удержание будет иметь обратный эффект. Для вас важно сосредоточиться на внутреннем фокусе своего внимания (ощущение, дыхание и т.п.)
  • Приступая к медитации, не ставьте таймер. Вы и без него не уснете, не потеряетесь в космосе, забыв обо всем. Если такое всё же случится, вы об этом не пожалеете, а сигнал будильника окажется неуместным. В любом случае, вы не выпадете из времени, а приступать к медитации с мыслью, что у тебя в запасе лишь определённый отрезок времени – значит, заведомо её провалить. Вы можете медитировать всего десять минут, но при этом успеть погрузиться в бытие, слиться и вернуться. А можете час кряхтеть и переминаться в ожидании звонка. Таймер задаёт предопределённость, которая мешает войти в природный ритм с вселенной – базовую опцию медитации.
  • Медитация не может быть неправильной. Это, пожалуй, главное, что я хотела бы знать в начале своих занятий медитацией. Вы можете садиться с запросом или без него, сомневаясь или быть полным решимости, имея опыт или будучи новичком. После того, как вы приступили к медитации, от вас уже мало что зависит. Неважно, пойдёт ли она по заданному вами направлению или в другую сторону – это не повод для беспокойства. Когда вам кажется, что ничего не происходит, совершается именно то, что нужно. Когда вам кажется, что происходит что-то не то – это заблуждения ума, который паникует без вашего внимания. Успокойтесь, расслабьтесь и отпустите свои ожидания. Происходящее с вами во время медитации – величайший акт принятия своего ментального незнания, через который открывается настоящее знание.

Источник: Медитация как она есть
Автор:
Теги: саморазвитие иога Медитация белые Бог борьба будильник быль

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства